БЕГУН (1996)

Бегу́н (Runner) – полнометражный кинофильм, фантастический боевик, спортивная драма о парне, в результате случайного эксперимента получившем способность двигаться на сверхчеловеческой скорости.
Первый эпизод киносерии "Эпопея Героев Отчуждения", относится к разделу "Дебютные картины отдельных героев".
Произведён компанией Udarning Films при участии Rigen Vigen Enterprises в 1996 году.
Постер кинофильма
(за нахождение оригинального постера в приемлемом качестве редакция сайта выражает благодарность писательнице Елене Дымченко)

Предыстория

В начале девяностых медиахолдинг POLIS решился поэкспериментировать с жанровой составляющей своих лент. После совещания в творческом отделе для эксперимента был выбран супергеройский жанр – кино о людях, обладающих сверхспособностями. Сложность заключалась в оптимизации затрат, ведь такие картины отличаются красочными спецэффектами, поэтому могут обойтись дорого для производителя.
Начался поиск сюжета, который не требовал бы существенных вложений, но в то же время был достаточно зрелищным.
Кинокомпании Udarning Films поручили данный проект. Тогда же, в 1996 году, вышла последняя книга трилогии "Бегун" Губерта По. Читательская востребованность серии вызвала интерес у творческой команды. После прочтения первой книги трилогию было решено экранизировать. За написание сценария взялся штатный сценарист POLIS'а. Пока шла работа по написанию, Udarning Films обсуждала покупку лицензии на использование персонажей и сюжетной основы. Издательство Rigen Vigen Publishing согласилось на сделку при условии вхождения в творческий коллектив по реализации сценария.
После согласования в мае сценарий перерабатывался совместно с командой издательства. Ради юридического соответствия Rigen Vigen Publishing переквалифицировалось в Rigen Vigen Enterprises, консультируя сценариста и внося поправки. В июне начались съёмки, бывшее издательство курировало их тоже, а, согласно законодательству, представитель одной отрасли не может заниматься иной деятельностью, кроме той, что указана в уставе организации, без согласования с регулирующими органами власти. По этой причине Rigen Vigen и сменило тип организации, став компанией, предоставляющей помимо основной деятельности консультационные услуги в сфере кинопроизводства.

Производство

Книжный первоисточник удовлетворял всем критериям студии при выборе сюжетной основы для блокбастера: не требовал дорогостоящих спецэффектов, представлял внутренний мир героя во всей полноте, имел предсказуемый мотив зарождения конфликта между отдельно взятым представителем социума и остальным социумом.

В качестве режиссёра пригласили штатного сотрудника POLIS'а – Фи́липа Ла́йерса (Philip Layers), он ранее специализировался на других жанрах: фильмах ужасов и триллерах. Позже работа над трилогией "Бегуна" позволит стать режиссёром ленты, которую Лайерс будет считать лучшей в своей карьере – психологическим триллером «Мэтью» 1999 года. А после третьей части «Мэтью» его не менее успешной работой стал представитель того же жанра – фильм 2005 года «Аннексия» о психологе, возомнившем себя мессией и знатоком человеческой души. Зазнавшегося специалиста с небес на землю спускает уникальный пациент, внушая, будто герой совсем не ведает тонкостей людской натуры. В результате уникального случая происходит рокировка ролями: психолог сам становится пациентом. Название "аннексия" выбрано для аналогии с насильственным захватом и отсоединением – противник главного героя захватывает и отбирает здравомыслие своего оппонента.

Роль Руббиена Шкварцвена в «Бегуне» исполнил двадцатидвухлетний актёр Бен Ше́рборн (Ben Sherborn. "Ben" – сокращение от полного имени – Бе́нджамин – Benjamin). У исполнителя в портфолио не было главных ролей, доставались только эпизодические, поэтому «Бегун» стал его дебютом в этой стезе. Наивность и юношеский задор Бена привлекли Филипа Лайерса на пробах. Режиссёр утвердил Шерборна, после чего занялся поиском тех, кто по сюжету приходится родственниками главному герою.
Отца Рубби – Войцеха Шкварцвена сыграл Самюэ́ль Те́рнон (Samuel Ternon), известный ролями алкоголиков и отъявленных негодяев.
Учёного Габриэля Шкварцвена на экране воплотил Дже́гош Пранче́вски (Dżegosz Pranczewski) – выходец из семьи польских эмигрантов, не добившийся успеха на актёрском поприще и уехавший на родину. Филип Лайерс позвал Джегоша, с которым познакомился на курсах актёрского мастерства ещё в восьмидесятых. Джегош отказывался, припоминая плохое знание английского и неуверенность в одобрении его кандидатуры. Но режиссёр убедил, пообещав роль дяди главного героя.
Матерью Руббиена в фильме стала ещё одна знакомая Лайерса – Таи́сия Ла́ун (Taisia Lown) – бывшая джазовая певица.
Роли генерала (куратора научных изысканий Габриэля Шкварцвена) и центрального антагониста ленты (Дойши Ротманс) достались штатным актёрам POLIS'а: Ро́берту Карла́йну (Robert Carlyne) и Розали́ Уо́нтерс (Rosalie Wanters).

Съёмки велись с июня по сентябрь. В прокат картина вышла 3 октября 1996 года.

Сюжет

Учащийся старшей школы – Руббиен Шкварцвен живёт с деспотичным отцом, у которого склонность к алкоголизму. Мать ушла от жестокого мужа, чтобы найти новое место жительства для себя с сыном. Семейство Шкварцвен переехало из Польши по приглашению брата – Габриэля Шкварцвена – учёного, давно обосновавшегося в Америке.
Габриэль разработал в своём поместье устройство для стимуляции клеток потоком сверхвозбуждённых фотонов. Рубби навещает дядю и по собственной неосмотрительности активирует прибор, вследствие чего подвергается облучению. Теперь в моменты адреналинового всплеска он развивает скорость в один мах (скорость звука), но не может научиться контролировать новую способность. По этой причине он наносит увечья трём школьным задирам и своему отцу в период гнева. Смирять полученные силы бегуну помогает дядя. За Габриэлем и его случайным подопытным начинают охоту спецагенты, поскольку учёный работал по заказу Министерства обороны, а результат эксперимента заинтересовал генерала, лично курировавшего работу Габриэля.
Рубби чуть не попадает в плен к спецагенту, которым оказывается дочь офицера Разведывательного Управления по секретным операциям – Дойша Ротманс. Чудом сбежав от преследования, Руббиен соглашается на участие в благотворительном забеге из уважения к дяде. Там он успешно контролирует себя и не использует суперскорость на всём протяжении трассы. На финише его встречают мать с дядей. Габриэль намекает взглядом, что племяннику стоит скрыться. В толпе Рубби находит Дойшу Ротманс и предупреждает о своей осведомлённости, касающейся слежки, поэтому намерен сбежать. Дойша пытается задержать бегуна, но тщетно.
Рубби сбегает в район песчаной косы, где решает спрятаться от преследования.

Отличия фильма и книги

В кино Рубби живёт дома, периодически сбегая от нападок отца. В книге герой живёт у дяди постоянно.
Парень в фильме видит рекламную растяжку о будущем забеге, вследствие чего решает участвовать, но колеблется в выборе. К согласию его подталкивает дядя. В книге Габриэль сам сообщает племяннику о мероприятии и всячески пытается заставить участвовать, пригрозив, что вернёт отцу в случае отказа.
Никакого антагониста в книжном первоисточнике не было, основной конфликт Руббиена строился на нежелании заняться спортом и попытках дяди навязать противоположное решение. Генерал – куратор научных изысканий Габриэля упоминается эпизодически, в фильме же его присутствие расширено. Помимо него введены ещё двое персонажей: офицер Ротманс и дочь Ротманса, ставшая главным антагонистом. Интерес полиции к деятельности Габриэля Шкварцвена объясняется исчезновением электроснабжения в городе, а затем случайными проделками Рубби. В книге Габриэлю удавалось скрывать дар племянника.
В финале романа Руббиен сбегает от дяди, не желая оправдывать его надежды. В кино этот поступок вызван преследованием бегуна.
В книге мать Рубби осталась с мужем, а причиной ухода сына из дома стали постоянные ссоры родителей. В кино Августа Шкварцвен ушла на поиски нового жилья, куда планировала забрать ребёнка.

Отдельного упоминания заслуживает жидкость, на которой Габриэль проводил первые опыты. В фильме сцена с ней была добавлена специально, ведь данное вещество фигурирует на обложке романа: край стола образуют имя автора и название, на краю лежит колба, из которой падающие капли образуют ниже силуэт бегущего человека.

Значение

Руббиен Шкварцвен стал самым экранизируемым персонажем как в продукции холдинга POLIS, так и в последующих итерациях Vension Media Product Company. Помимо групповых эпизодов ЭГО, где он принимает участие совместно с другими уникумами, персонально бегуну посвящены десять полнометражных фильмов и полнометражный мультипликационный фильм:
- Бегун (1996);
- Бегун (1997);
- Бегун. Решающее соревнование (1998);
- Бегун. Самая последняя глава (1999);
- Бегущий герой (2013) – полнометражный мультипликационный фильм;
- Герой отчуждения (2015);
- Сказочный герой (2015);
- Бегун (2015);
- Петля для героя (2016);
- Бегун. Решающее соревнование (2016);
- Бегун. Самая последняя глава (2016).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПИКАНТНЫЕ БЕСЕДЫ С НЕЙРОСЕТКОЙ

О ПРЕДМЕТЕ РАЗБОРА