БЕГУН (КНИГА)

Бегу́н (Runner) – первая книга трилогии. Фантастический роман, положивший начало авторской серии, которая, в свою очередь, зовётся "Бегун (книжная серия)" [Runner (novel series)] или "Книжная серия о бегуне". Романы публиковались в период с 1993 по 1996 год.

Автор

Гу́берт По (Goubert Pow) – спортивный обозреватель, репортёр спортивной газеты.
Родился в городе Сент-Джон на востоке Канады в 1947 году (76 лет). Оба родителя из Франции. Семья занималась ловлей и продажей рыбы. В семнадцать лет Губерт решает перебраться в Америку. Работает в городе Огаста штата Мэн на бумажной фабрике носильщиком рулонов. Затем переезжает в центр штата – город Портленд, чтобы отправиться самолётом в Нью-Йорк. Там работает на рыболовных промыслах, в кафе, ресторанах, отелях. В одном из отелей встречает будущего друга, тот уговаривает Губерта попробовать заняться бизнесом. Друзья открывают маленький спортивный магазин. Они собирают поношенную атрибутику, использованный инвентарь от разных бейсбольных и футбольных команд, реставрируют, затем продают под видом новинок. Вскоре крупная торговая сеть советует прекратить эту деятельность, взамен приглашая молодых предпринимателей работать у себя. Губерт решает получить образование, а его друг разживается связями в сфере профессионального спорта. В двадцать шесть лет Губерт оканчивает университет журналистики, пишет заметки в городские газеты, освещая результаты спортивных состязаний. А его друг, к тому времени уже работающий специалистом по экипировке и снабжению профессиональной бейсбольной команды, устраивает молодого журналиста в крупное печатное издание спортивной тематики. Будущий писатель обзаводится собственной колонкой, и на регулярной основе публикует отчёты игр разных команд в нескольких спортивных дисциплинах.

В тридцать лет Губерт пишет эссе о бейсболе. Даже пробуется в качестве тренера, на десять лет посвятив себя этому. После тренерской деятельности перерабатывает своё первое эссе. Через пять лет оно становится книгой, в которой сплелись автобиографичные мотивы и экскурсы в историю бейсбола.
Год спустя, выпускает художественный роман «Бегун», где пытается критиковать чрезмерную самонадеянность молодых спортсменов. Для раскрытия ключевой идеи автор наделяет персонажа книги сверхъестественной скоростью. Роман получает известность, умело привлекая как ценителей спортивной литературы, так и любителей подростковой фантастики.

В 1995-ом выходит продолжение, озаглавленное «Бегун. Решающее соревнование», через год завершающая часть трилогии – «Бегун. Самая последняя глава». Тогда же в издательство Rigen Vigen Publishing, что выпустило все четыре книги Губерта (включая дебютную – переработанное и дополненное эссе о бейсболе), поступило предложение от кинохолдинга POLIS о покупке прав на экранизацию трилогии "Бегун".

Сюжет

«Бегун» (Runner. Первый роман трилогии, опубликован в 1993 году):
В провинциальный американский город, получив приглашение от давно обосновавшегося в Америке родственника, приезжает семья из Польши. Не выдержав постоянных ссор родителей, единственный сын семейства – Руббиен Шкварцвен сбегает из дома, найдя приют в поместье дяди – Габриэля Шкварцвена, переселенца из Польши, который и пригласил семью брата переехать в Штаты. За двенадцать лет Габриэль уже стал знаковым учёным в области физики. Его специализация – оптика, а конкретнее, разработка новых оптических средств для нужд Министерства обороны.
Руббиен по причине легкомысленности не может найти себе будущего призвания. Дядя вынуждает его участвовать в городском благотворительном забеге, в случае отказа пригрозив вернуть к родителям. Габриэль надеется пробудить интерес к раскрытию потенциала, чтобы направить энергию Рубби в занятие лёгкой атлетикой.
Племянник же, сторонясь участия в забеге, прячется в доме. Ночью, во время испытания нового прибора, Габриэль выходит во двор, облучая жидкость. Но в доме остался незамеченным Руббиен. Излучение лишает парня сознания, а утром выясняется, что он в результате эксперимента получил суперскорость.
Габриэль учит сверхбыстрого племянника контролировать новую силу, попутно внедряя любовь к спорту. В итоге Руббиен приходит на забег, держится на протяжении всей трассы достойно, не используя свой дар, а перед самым финишем срывается, желая победить, и уносится на сверхскорости в неизвестном направлении.

«Бегун. Решающее соревнование» (Runner. Decisive Contest. Вторая книга серии. Опубликована в 1995 году):
Руббиен Шкварцвен прячется на острове, поскольку им заинтересовались военные. Они хотят исследовать результат случайного эксперимента Габриэля Шкварцвена, чтобы использовать парня с феноменальной скоростью в своих целях. Рубби уже свыкся со случайно обретённым даром и подавляет соблазны когда-либо вновь использовать его. Живёт в ритме туристов острова: утренняя гимнастика, обеденные соревнования, вечерние развлечения.
Размеренный темп жизни нарушает отряд солдат во главе с генералом. Пытающегося скрыться парня всё-таки ловят, генерал сомневается: тот ли это парень, что им нужен, ведь пойманный мог бы убежать на сверхскорости, но даже не пытался.
Беглеца привозят к Габриэлю. Дядя убеждает Руббиена помочь справиться с террористами, устроившими атаки на спортивные клубы. Но племянник сознаётся, что утратил способность передвигаться на сверхчеловеческом пределе. Учёный пытается возродить в парне былую мощь, но безрезультатно.
Пока Рубби скрывался, у него появилась сестрёнка. Родители ведут трёхлетнюю дочь в детскую спортивную секцию. Габриэль хочет познакомить племянника с новой родственницей, направляясь туда же. Но не успевает, происходит очередной теракт, хотя ранее атакам подвергались другие города. Утрата мобилизует психические резервы. Бегун вновь обретает сверхчеловеческую скорость и уничтожает группу сумасшедших культуристов, которые после употребления неизвестного анаболического стероидного препарата сошли с ума и начали устраивать теракты, чтобы убедить всех перестать заниматься традиционным спортом. Их целью было навязать всем употребление того самого наркотического анаболика.

«Бегун. Самая последняя глава» (Runner. The Latest Chapter. Заключительная часть трилогии. Год публикации – 1996):
Давление военных на Габриэля Шкварцвена усиливается. Генерал, знакомый по второй книге серии, пытается заставить учёного воссоздать прибор, давший суперскорость Руббиену. Первый образец был уничтожен в результате эксперимента. Строптивый изобретатель не хочет, чтобы ещё кого-то постигла участь племянника, и проводит расследование под видом работы. Выясняется, что анаболик из второй книги разработан тоже по заказу Министерства обороны. Габриэль пытается уничтожить образцы ужасного вещества, но случайно испытывает один на себе. Желание предотвратить создание сверхсолдат превращается в болезненную манию. Обезумевший учёный использует личные разработки, сконструировав уникальное оружие, которым намеревается уничтожить свой первый неудачный эксперимент.
Руббиен тем временем помогает спецслужбам бороться с терроризмом. Габриэль многократно покушается на жизнь племянника. Парень, не сумев вразумить потерявшего рассудок дядю, вынужден нейтрализовать смертельное оружие, но это приводит к смерти Габриэля. Перед гибелью дядя ненадолго приходит в себя и успевает рассказать Руббиену о планах генерала. Уняв скорбь, герой уничтожает все секретные разработки военных.
В финале книги не понятно, выжил ли бегун. Но туристы острова, где скрывался во второй книге Руббиен, верят, что если выйти глубокой ночью на тренировку, можно увидеть бледную линию, мелькнувшую вдалеке. А если она проскочит ближе, то есть шанс заметить растаявший в воздухе силуэт бегущего человека. Но аборигены уверяют, что это всего лишь легенда.

Идейная составляющая трилогии претерпевает изменения по мере выхода продолжений. Первая книга посвящена психическим мытарствам главного героя, поиску себя, развитию духовных качеств через совершенствование тела. Далее автор сделал упор на супергеройское призвание Руббиена, отказавшегося от спортивных притязаний. Сверхъестественный дар, по словам Губерта, исключительно аллюзия на гормональное буйство в подростковом возрасте. Получение невероятной способности, её дальнейшее смирение призваны донести идею о сложности борьбы со внутренним "Я" в период пубертата.

Заимствования

Существует мнение о вероятном заимствовании сюжетной основы и некоторых деталей автором "Бегуна" из книги американского писателя Стивена Гулда (Steven Gould) – Jumper, переведённой в России как "Телепорт" после выхода одноимённого фильма в 2008 году. Оригинальное название переводится "Прыгун" и означает способ перемещения главного героя посредством телепортации, как прыжка в необходимое место.
Книга издана в 1992 году. Фантастический базис; взаимоотношения героя с жестоким отцом, у которого склонность к алкоголизму; уход матери из семьи из-за склочности мужа присутствуют и в «Бегуне». Но Губерт По в отличие от Стивена Гулда снабдил своего персонажа предысторией обретения сверхспособности. В «Телепорте» причины зарождения экстраординарных умений центрального действующего лица не описаны. Представлены только домыслы героя.
Выдержка из текста книги:
Вариантов было несколько.
Первый — при последнем избиении отец повредил мне мозг или что-то другое так сильно, что я все придумываю. Может, ограбление лишь эпизод, добавленный подсознанием, чтобы объяснить «настоящие» раны? Может, я лежу сейчас в реанимации станвиллской больницы Святой Марии, а над моим неподвижным телом пик-пи-пикает маленький экран? Впрочем, этот вариант вызывал сомнения. Даже когда снятся кошмары, я чувствую, это не явь. Зато вонь мусора в том переулке казалась слишком явной.
Второй вариант — все эти мои поступки и несчастья случились на самом деле. В попытке справиться с последствиями сознание искажает реальность, предлагая мне самый приемлемый путь побега от нее — исключительную паранормальную способность. Вот это уже правдоподобнее. При каждом прыжке возникает ощущение нереальности и дезориентации. Возможно, у меня начинается аффективный психоз. Но возможно, что у меня «плывут» все органы чувств, ведь окружающая обстановка полностью меняется. Черт, дезориентирует сама сущность прыжка.
В третий вариант я верил меньше всего. Он подразумевал, что я особенный. Не в плане особенно хорошего образования или проблем с поведением, а в плане таланта, который если и достался кому-то еще, то тщательно скрывается. Он подразумевал у меня способность к телепортации.

Экранизация

Все книги были экранизированы. Киноадаптация первой от режиссёра Филипа Лайерса (Philip Layers) вышла в 1996 году. Роль Руббиена Шкварцвена исполнил Бен Шерборн (Ben Sherborn).
В 1997-ом Бернард Рудден (Bernard Rudden) выступил режиссёром собственной интерпретации того же фильма. Там главную роль сыграл Калиф Реборн (Caliph Reborn).
1998-ой и 1999-ый отметились продолжениями «Бегун. Решающее соревнование» и «Бегун. Самая последняя глава». Режиссёр и актёрский состав остались теми же, что и в ленте 1996 года.
Вплоть до 2018-го Руббиен Шкварцвен появлялся во множестве других кинолент. Авторские отчисления за использование персонажа позволили Губерту По больше не заниматься писательской и журналистской деятельностью.

Источники

https://planetofhotels.com/guide/ru/kanada/sent-dzhon

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0_(%D0%9C%D1%8D%D0%BD)

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Jumper_(novel)

Телепорт : роман / Стивен Гулд ; пер. с англ. А. Ахмеровой. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. стр. 27-28

https://epicofguysoutsiders2.blogspot.com/2019/03/2_9.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПИКАНТНЫЕ БЕСЕДЫ С НЕЙРОСЕТКОЙ

О ПРЕДМЕТЕ РАЗБОРА

БЕГУН (1996)